Латвийская компания "SPH Engineering" при помощи интегрированной системы GPR-беспилотный аппарат помогла найти вмерзший в ледник самолет в Гренландии

GPR Ground Survey. (C) SPH Engineering

В июле в Гренландии завершилась экспедиция, во время которой при помощи разработанной латвийской компанией "SPH Engineering" технологии – интегрированных в одну систему радара зондирования земли, или GPR (ground penetrating radar) и беспилотного летательного аппарата – удалось найти брошенный после экстренной посадки посредине ледяных просторов самолет времен Второй мировой войны, который вмерз в ледник на глубине примерно 100 метров.

15 июля 1942 года с военной базы США в Гренландии вылетели восемь военных самолетов – шесть истребителей "P-38" и два бомбардировщика "B-17". Из-за плохой погоды эскадрилья была вынуждена совершить экстренную посадку на леднике вдали от населенных пунктов. Спустя девять дней все члены экипажей были спасены, но самолеты, которые во время посадки не получили больших повреждений, пришлось оставить на леднике.

С течением времени брошенные самолеты все глубже вмерзали в лед, и вскоре их уже нельзя было найти. Во время одной из экспедиций в 90-е гг. прошлого века удалось обнаружить первый самолет пропавшей эскадрильи – один из истребителей "P-38". Исторический самолет был поднят на поверхность и доставлен в США, где обрел свой первоначальный вид и способность летать.

Но поиски остальных самолетов из пропавшей эскадрильи были продолжены, экспедиции в Гренландию проводились неоднократно. В 2011 году удалось установить приблизительное местонахождение еще одного истребителя "P-38" – пилотируемого в 1942 году Робертом Уилсоном (Robert Wilson) "Echo". Чтобы облегчить поиски покоящегося во льдах самолета и увеличить шансы его найти, команда экспедиции привлекла компанию "SPH Engineering", инженеры которой объединили в одну систему беспилотный аппарат и GPR. Это позволило провести точное и полностью автоматизированное исследование ледника даже в тех местах, куда доступ для человека был крайне затруднен и опасен.

Еще до экспедиции в Гренландию разработанная "SPH Engineering" технология неоднократно тестировалась, но поиски вмерзшего в ледник самолета позволили проверить ее в реальных условиях. Участники экспедиции разделились на две группы. Первая начала поиски самолета при помощи интегрированной системы GPR и беспилотника. Полученные данные указывали на возможное местонахождение вмерзшего в лед объекта на глубине более 90 метров. Очень похожие результаты получила и вторая группа, которая мануально перемещала антенну GPR на санях по поверхности ледника. Замеры обеих групп отличались всего на три метра. На основе этих данных были рассчитаны места бурения для зонда. Кульминацией экспедиции стал момент, когда со 104-метровой глубины удалось извлечь зонд с красной маслянистой жидкостью, которая была опознана как используемое в авиации США гидравлическое масло "5606". Образцы жидкости еще будут подвергнуты тщательному анализу.

GPR и беспилотный аппарат "DJI M600".

Экспедиция подтвердила, что разработанная "SPH Engineering" интегрированная система GPR-беспилотник может эффективно применяться для поиска находящихся глубоко во льдах объектов, и полученные даже в таких суровых погодных условиях данные достаточно точны для достижения целей подобных миссий. Интегрированная система GPR-беспилотник позволяет экономить время и человеческие ресурсы, при этом ее можно использовать в опасных условиях. Например, для исследовательской группы экспедиции в Гренландии, которая использовала транспортируемый на санях GPR, были нужны три человека – один шел впереди и проверял надежность льда, второй тащил антенну GPR, а третий перемещал измерительный приемник. В то же время интегрированная система GPR-беспилотник проводила измерения полностью автоматизировано, а за статусом полета и радара можно было следить с компьютера на земле, используя программу управления беспилотными аппаратами "UgCS".

Полученный опыт дает уверенность в том, что разработанная "SPH Engineering" технология может использоваться и для будущих экспедиций в более опасные зоны Гренландии, где глубоко подо льдом покоятся еще несколько самолетов времен Второй мировой войны.

Экспедицией в Гренландию руководили Джим Салазар (Jim Salazar) и Кен Макбрайд (Ken McBride) из американской бесприбыльной организации "Arctic Hot Point Solutions" и Фонда репатриации павших американских солдат (FAMIARF). Вместе с ними в гренландской экспедиции участвовали Янис Кюзе и Алексей Добровольский из латвийской компании "SPH Engineering", а также Марио Карневале (Mario Carnevale) и Майлз Денфорт (Myles Danforth) из американской компании "Hager GeoScience".

Об интегрированной системе GPR-беспилотный аппарат

Разработав специальный бортовой компьютер и внедрив поддержку GPR в программное обеспечение по управлению беспилотными аппаратами "UgCS", инженеры "SPH Engineering" полноценно интегрировали устройство GPR и беспилотный аппарат "DJI M600". Прикрепленный к беспилотнику бортовой компьютер заменяет почти на 700 граммов более тяжелый планшет, который, как правило, используется вместе с GPR. Экономия за счет веса позволяет увеличить продолжительность полета на пять минут. Бортовой компьютер работает как посредник между GPR и блоком управления беспилотным аппаратом.

Данные радара записываются автоматически с момента взлета беспилотника до момента приземления. Все это время статус полета и радара можно отслеживать на компьютере с земли благодаря программе управления беспилотными аппаратами "UgCS". Данную систему можно применять для общего зондирования поверхности земли, например, при проведении профилирования слоев грунта, картирования подземной инфраструктуры или батиметрии пресной воды. Инновационная технология открывает возможности не только для зондирования мест, куда доступ человека сильно затруднен или опасен, но и позволяет максимально избежать ошибок в замерах, которые появляются при мануальном перемещении GPR.

Latvian company SPH Engineering helps locate aircraft buried under Greenland ice with the help of GPR and drone integrated system

GPR Ground Survey. (C) SPH Engineering

An expedition was carried out in Greenland this past July that, using technology developed by Latvian company SPH Engineering – a ground penetrating radar (GPR) and drone integrated system – managed to find a World War II aircraft abandoned “in the middle of nowhere”, buried under approximately 100 meters of ice.

On July 15, 1942 eight planes – six P-38 fighter planes and two B-17 bombers – left a U.S. Army base in Greenland. Due to adverse weather conditions, the squadron attempted emergency landing on a glacier far from populated areas. All the crewmen were rescued nine days later, but their planes, which were only lightly damaged during the landing, had to be left behind on the glacier.

As time went by, the abandoned aircraft sank into the ice and could no longer be seen. An expedition in the 1990s managed to locate one of the planes – a P-38 fighter. The historic aircraft was brought to the surface and transported to the United States, where it was restored to its original glory.

More expeditions to Greenland followed to try to find the remaining Lost Squadron planes. The approximate location of one more P-38 fighter, Echo that was piloted by Robert Wilson in 1942, was established in 2011. Company SPH Engineering was involved in the project to make it easier for the expedition team to find aircraft, and the company’s engineers integrated a GPR and a drone into a single system, which enabled fully automated surveillance of the glacier and precise location determination even in areas inaccessible or difficult to access for humans.

SPH Engineering’s technology was tested several times before the Greenland expedition, but it was only during the search for the plane that the system could be tested in real-life conditions. The expedition team split up into two groups. The first commenced the search for the plane using the integrated GPR-drone system. Data from the system indicated that there was an object buried under more than 90 meters of ice. The other group, which used a GPR antenna mounted on a sled, produced very similar results. The distance between determined locations was just three meters. Based on the data of both groups, a location for the drilling was calculated. It was clear the expedition was a success when a red, oily fluid was extracted from a depth of 104 meters that was identified as 5606 hydraulic fluid used in U.S. aviation. The samples of the fluid are yet to undergo detailed chemical analysis.

The expedition has proved that the GPR-drone integrated system developed by SPH Engineering is efficient at locating objects deep under the ice, and data obtained even in unfavorable weather conditions are precise enough for the purposes of such missions. The GPR-drone integrated system saves time and human effort, and can be used in unsafe locations. For instance, the Greenland expedition’s group that used a GPR mounted on a sled had to be at least three-strong – one expedition member was spearheading the group to check the safety of the ice, one was pulling the sled, and one was moving the receiver. In the meantime, the GPR-drone integrated system was collecting data fully automatically, while the flight and radar status was monitored using ground control software UgCS.

GPR Drone. (C) SPH Engineering

Taking into account the successful performance of SPH Engineering technology, it could also be used during the next expeditions to more dangerous places in Greenland, where several more World War II aircraft are buried under the ice.

The last Greenland expedition was led by Jim Salazar and Ken McBride from the U.S. non-profit organization Arctic Hot Point Solutions and Fallen American MIA Repatriation Foundation (FAMIARF). The other members of the expedition were Jānis Ķuze and Alexey Dobrovolskiy from the Latvian company SPH Engineering, and Mario Carnevale and Myles Danforth from the U.S. company Hager GeoScience.

About GPR-drone integrated system

Engineers at SPH Engineering have developed a special onboard computer and introduced GPR support for the drone control software to fully integrate a GPR device and DJI M600 drone. The onboard computer attached to the drone replaces a tablet that is usually used together with GPR but weighs almost 700 grams more. Thanks to lighter weight, drone flight time has been increased by five minutes. The onboard computer operates as a link between GPR and the drone control unit. The radar data are recorded automatically the moment the drone takes off and up until landing. In the meantime, the flight and radar status is monitored using the UgCS ground control software. The system can be used for general ground surveying purposes, for instance, surveys for soil layer profiling, mapping of underground infrastructure or bathymetry for fresh water. The innovative technology presents opportunity to not only explore areas that are difficult or dangerous to access for humans, it also ensures much better accuracy than manually-operated GPR.